Проверка на снятом изделии — После демонтажа стартера проверяются такие его элементы, как: • Обмотка статора. С помощью мультиметра на предмет межвиткового или короткого замыкания, или обрыва, а также следов возможного затирания якоря об ламели (полюса) статора (например, при сильном износе втулок якоря) или отпускания полюсов от корпуса.
При отсутствии дефектоскопа проверить обмотку статора можно с использованием лампочкой (до 100Вт) в 220В. Последовательно подключается лампочка между корпусом статора и обмоткой. Один провод подается на корпус, а второй поэтапно на выводы обмоток. Загорание лампочки будет «говорить», что в цепи какой-то обмотки есть пробой.
С помощью мультиметра проверяется сопротивление между корпусом и обмоткой — проводимость должна отсутствовать. • Обмотка якоря. Аналогично проверке статора, плюс состояние пластин коллектора на предмет их износа, распайки. Обмотку проверяют таким же образом, как и обмотку статора.
Контрольку с лампой включают в сеть 220 В и один конец подают на пластину коллектора, вторую на сердечник якоря. Загорание лампы покажет, что необходима перемотка обмотки либо замена ротора. Пробой обмотки на корпус выявляется с помощью мультиметра. Распайку выводов коллектора выявляют путем визуального осмотра.
На исправном якоре между проточками пластин коллектора должна быть глубина не менее 0.5 мм. • Втулки якоря. Зазор между валом якоря и втулками. • Щеточный узел. Состояние щеток, пружин и свободность передвижения щеток в щеткодержателях. Проверяется сопротивление между щеткодержателем и основной пластиной, при это сопротивление должно уходить в бесконечность.
В зависимости от конструкции, щетки могут быть с креплением к корпусу, либо припаянные. В последнем случае потребуется паяльник. На заводе выполняется соединение точечной сваркой, поэтому нужно просто обрезать провод от старой щетки и припаять провод от новой • Обгонная муфта (бендикс) и шестеренка. Муфта должна проворачиваться только в одну сторону, в другую сторону только вместе с валом якоря.
Шестерня не должна иметь сколов или выработки зубьев. Для проверки обгонная муфта (ее корпус) зажимается через мягкий материал в тиски. Далее пробуется прокручивание шестерни бендикса туда и обратно, она на должна вращаться в обе стороны. • Втягивающее реле.
- Обмотки на предмет обрыва или короткого замыкания (при условии, что реле разбирается).
- Также состояние возвратной пружины сердечника.
- Для проверки подается плюсовое напряжение от батареи, а минус аккумулятора к массе изделия.
- Если реле исправно, то выдвинется шестерня привода с четким щелчком.
- Невозможность выдвигания шестерни будет «говорить» о подгоревших контактах реле, заклиниванию якоря, обрыву или перегоранию обмотки реле.
• Вилка бендикса. Целостность самой вилки и износа ее кроев, где они входят в зацепление кольца обводной муфты. • Шестерни редуктора (редукторный стартер). Целостность наружной и внутренних шестерен.
Как проверить целостность обмоток?
Прозвонка электродвигателя мультиметром — Трехфазный электродвигатель имеет 3 обмотки, у каждой из которых по два вывода. Для измерения сопротивления обмотки мультиметр переводится в режим омметра, его щупы соединяются с парой выводов. Предел измерения — 200 Ом или меньше.
Необходимо последовательно прозвонить сопротивления всех трех обмоток. Полярность омметра в данном случае роли не играет. Как узнать, какое должно быть сопротивление у обмоток? На данном этапе это неважно – главное, чтобы сопротивления были одинаковы. Расхождения показаний по обмоткам должны быть не более 10%.
Логично, что сопротивления обмоток зависят от мощности электродвигателя. У маломощных двигателей (сотни ватт) сопротивление каждой обмотки может составлять десятки Ом, у двигателей средней мощности (несколько киловатт) – единицы Ом. У приводов мощностью десятки киловатт сопротивление составляет доли ома, и обычным мультиметром проблематично точно его измерить.
Если мультиметр показывает 0 Ом, это говорит о коротком замыкании (начало и конец обмотки замкнуты). Можно попытаться устранить замыкание в районе борно, но это удается редко. Обычно в таких случаях двигатель разбирают или перематывают. Если на одной из обмоток мультиметр показывает бесконечность, произошел обрыв, и двигатель также подлежит разборке или перемотке.
Кроме того мультиметр позволяет без труда определить замыкание обмотки на корпус. В этом случае сопротивление между обмоткой и корпусом электродвигателя будет составлять единицы Ом (при нормальной изоляции — Мегаомы).
Как измерить сопротивление обмоток статора?
Для изменения сопротивления изоляции обмоток статора электродвигателя относительно корпуса используется мегаомметр, удобный и компактный прибор, состоящий из омметра и магнитоэлектрического генератора постоянного тока. Для проверки сопротивления между обмотками используется мультиметр в режиме омметра.
Какое должно быть сопротивление на обмотке статора?
Какой показатель считается нормальным, написано в технической документации к двигателю, но на исправность указывает невысокое сопротивление. Если движок очень мощный, сопротивление статора будет совсем маленьким. В моторах с обычной мощностью сопротивление обмотки может быть в пределах 5-30 Ом.
Как проверить на межвитковое замыкание?
Способы определения межвиткового замыкания двигателя — Если какая-либо часть статора сильно нагревается, стоит прекратить работу и провести диагностику агрегата. Мы предлагаем следующие варианты:
Токовые клещи. Измеряется нагрузка на каждую фазу, и, если на какой-либо из них она значительно увеличена, то это признак межвиткового замыкания. Однако чтобы избежать ошибки из-за, например, перекоса фаз на подстанции, стоит также измерить приходящее напряжение вольтметром. Прозвон обмоток тестером. Прозванивается каждая обмотка в отдельности, затем полученные результаты сопротивления сверяются. Но следует учесть, что этот способ может оказаться неэффективным при замыкании 2-3 витков, т.к. в этом случае расхождение будет небольшим. Измерения мегомметром. Чтобы обнаружить замыкание на корпус, один щуп прикладывается к корпусу двигателя, второй – к выходу обмоток в борно. Проверить межвитковое замыкание электродвигателя также можно визуально. Агрегат разбирается и тщательно осматривается на предмет наличия сгоревшей части обмотки. Проверка с помощью понижающего трехфазного трансформатора и шарика от подшипника или пластинки от трансформаторного железа. Этот способ считается самым надежным. Предупреждение: ни в коем случае не используйте данный алгоритм при напряжении в 380 вольт, это опасно для жизни! Последовательность действий такова: три фазы с понижающего трансформатора подаются на статор предварительно разобранного двигателя. Туда кидается шарик. Если он движется внутри статора по кругу – аппарат в рабочем состоянии. Если через несколько оборотов он «залипает» на одном месте – именно там и находится замыкание. Пластинка прикладывается к железу внутри статора. Если она «примагничивается», причин для беспокойства нет, а ее дребезжание указывает на межвитковое замыкание.
Следует также отметить, что все перечисленные выше способы проверки производятся исключительно с заземленным двигателем. Таким образом, зная, как проверить обмотку электродвигателя на межвитковое замыкание, вы сможете самостоятельно выявить причину неисправности и принять решение о ее своевременном устранении.
Как найти сопротивление обмотки электродвигателя формула?
Как и чем измерять? — И здесь нам опять поможет закон Ома R = U/I. В зависимости от диаметра провода обмотки (которую, обычно, видно), можно прикинуть максимальный ток и отсюда определить максимальное напряжение источника питания. В моем случае имеется двигатель с неизвестными параметрами.
На глазок, диаметр провода 0.5 мм, тогда по табличке определяем примерное сопротивление R=0,1 Ом на 1 м, а также длительно допустимый ток не более Iдоп = 1А. В моторе 12 зубьев, т.е. по 4 зуба на обмотку. Можно очень примерно прикинуть кол-во витков и средний диаметр зуба чтобы грубо вычислить длину провода.
При соединении в звезду на 2 обмотки в моем моторе больше 1 м вряд-ли влезет, поэтому в первом приближении буду ориентироваться на величину сопротивления 0,1 Ом. Далее вспомним про кратность пускового тока порядка K = 7 для переменного тока, а для постоянного импульсного можно вполне взять K = 10 (это почти наобум, но с хорошим запасом — см. список в конце статьи). Отсюда делаем вывод, что при измерении сопротивления нужно обеспечить кратковременный ток около I = Iдоп*K = 1*10 = 10А.
Это значит, что нам нужно подать напряжение U = I*R = 10 * 0,1 = 1В. Довольно маленькое напряжение при довольно большом токе. Выбор пал на пару оставшихся в живых Ni-Cd аккумуляторов от шуруповерта. Они обеспечивают большой ток разряда при номинальном напряжении 1.2В. В прошлый раз я измерил их внутреннее сопротивление и получил 0.13 и 0.22 Ома соответственно.
Остальные 10 штук совсем дохлые. Соединенные параллельно они должны дать около I = U/(Re+R) = 1.2/(0.13*0.22/(0.13+0.22) + 0.1) = 6.6 А. Не много, но ничего мощнее под рукой не оказалось. Если под рукой нет подходящего источника питания можно попробовать подобрать токоограничивающий резистор достаточной мощности чтобы погасить на себе излишки.
Если есть источник 5В (например, компьютерный БП обычно дает 12А и более), то в моем случае потребуется шунт Rш = U/I — R = 5/10 — 0.1 = 0.4 Ом. Найти такое сопротивление будет не просто, тем более что оно должно быть мощностью 40W или хотябы кратковременно пропускать такую мощность. Можно посмотреть в сторону ламп накаливания Ну а дальше все просто.
Кратковременно подключаем нашу батарею к любым двум выводам двигателя. Быстро замеряем напряжение и ток. Делим одно на другое и получаем искомое сопротивление. Само собой, для измерения я задействовал свой приборчик на Arduino, Честно говоря, изначально именно для этого измерения он и был собран. Перед измерением хорошенько накачал аккумуляторы. Батарея выдала аж 20 мОм, видимо немного раскачались. А измеренное сопротивление нашего подопытного бесколлекторного двигателя 112 мОм оказалось очень близким к прикидочному и косвенно подтвердило предположение о соединении обмоток в звезду.
Как проверить работоспособность асинхронного двигателя?
Выявление дефектов электродвигателя для нормальной эксплуатации Электродвигатели ( даже новые) могут иметь ряд дефектов, которые очень сильно влияют на ход работы. Выявление дефектов редко останавливается на методе визуального осмотра, поскольку для качественной проверки работоспособности электродвигателя этого недостаточно. Каким же еще образом можно распознать дефекты электродвигателя?
осмотр внешнего вида электродвигателя на наличие дефектов
Проверка работоспособности электродвигателя начинается с визуального осмотра. Если Вы замечаете, что бывший в употреблении электродвигатель имеет сломанную подставку, нарушенную целостность монтажных отверстий, грязь и копоть внутри корпуса, а также потемнее краски в средней части агрегата, то вывод один – устройство подвергалось большим нагрузкам и сильно перегревалось.
маркировка: наличие или ее отсутствие
На внешней стороне электродвигателя должна находиться небольшая табличка из металла, являющаяся носителем следующих важных данных: компания-производитель, размеры корпуса, показатель мощности, серийный номер, модель устройства, обороты в минуту, номинальный показатель фазы и напряжения, схема подключения (относительно разных показателей напряжения), объемы потребляемого тока, статор.
проверка подшипников
Если при осуществлении вышеуказанных пунктов никаких дефектов не выявлено, необходимо осмотреть подшипники. Расположены данные элементы на концах вала в нишах. Для тщательной и правильной проверки необходимо поместить электродвигатель на ровное твердое основание.
- После этого ротор необходимо вручную прокрутить, свободную руку положив на корпус агрегата сверху.
- Если ротор прокручивается равномерно, свободно и плавно, значит – электродвигатель исправен.
- Трение и скрежет при проверке являются сигналами к беспокойству о нормальной работе устройства.
- Предельно допустимое значение люфта ротора равняется 3 мм, но идеальное значение все же – 0.
Стоит помнить, что перегрев подшипников чреват поломкой всего устройства.
дефект обмоток
Одним из часто встречаемых дефектов при проверке работоспособности электродвигателя является дефект обмоток. Он выражается в том, что на корпус подается короткое замыкание, являющееся причиной сгорания предохранителя. Проверка обмоток требует использовани я специального измерительного прибора – омметр.
- Первоначально необходимо установить омметр в режим, измеряющий сопротивление.
- Щупы подсоединяются к гнездам, выбирается шкала с самым высоким множителем.
- Стрелка (если прибор не цифровой) должна быть установлена на «0», а щупы при этом должны соприкасаться друг с другом.
- Один щуп нужно максимально приблизить к винту заземления или иной части корпуса из металла.
Другой щуп нужно подключить к контактам электричества по очереди. Обмотка двигателя является исправной, если при проверке стрелка омметра отклоняется совсем немного от наивысшего показателя.
Как проверить тестером моторчик?
Для проверки один вывод мультиметра приложить к одной из клемм двигателя, а второй — к винту заземления корпуса. Если изоляция нарушена, мультиметр покажет почти нулевое сопротивление вместо требуемой бесконечности. Следующий этап – проверка наличия обрыва провода в обмотках электродвигателя.
Для чего измеряют сопротивление обмоток постоянному току?
Силовые трансформаторы
Измеренное сопротивление постоянному току согласно ПТЭЭП должно отличаться не более чем на 2% от сопротивления, полученного на соответствующих ответвлениях других фаз, или от значений заводских и предыдущих эксплуатационных измерений, если нет особых оговорок в паспорте трансформатора.
В процессе эксплуатации измерения могут производиться при комплексных испытаниях трансформатора Сопротивление обмоток трансформаторов постоянному току в процессе эксплуатации измеряется для выявления неисправностей и дефектов в обмоточных проводах, в паяных соединениях обмоток, в контактных соединениях отводов, переключающих устройств.
Такие измерения могут производиться при вводе трансформатора в работу для контроля его состояния после транспортировки или длительного хранения, после ремонта – для контроля качества ремонтных работ, после отказа (аварии) трансформатора для выявления характера повреждения и выявления поврежденного узла (элемента) трансформатора.
Допускается два метода измерения сопротивления постоянному току: метод падения напряжения и мостовой метод при токе, не превышающем 20 % номинального тока обмотки трансформатора. Метод падения напряжения предпочтителен при испытании трансформаторов III габарита и более, а также всех трансформаторов с РПН.
Мостовой метод рекомендуется применять при испытании сухих трансформаторов и масляных трансформаторов I и II габаритов. Рисунок 1 — Мостовой метод
Рисунок 2 — Метод падений напряжений Измерение сопротивления следует производить на всех ответвлениях, т.е. во всех положениях переключающих устройств. Если переключающее устройство РПН имеет предизбиратель, предназначенный для реверсирования регулировочной части обмотки или для переключения грубых ступеней регулирования, то измерения производят при одном положении предизбирателя.
- Дополнительно производят по одному измерению при каждом из других положений предизбирателя.
- У обмоток трансформаторов, имеющих нулевой вывод, измеряются фазные сопротивления, а у обмоток, не имеющих нулевого вывода, — линейные сопротивления.
- При измерении сопротивления одной обмотки другие обмотки трансформатора должны быть разомкнуты.
В качестве источника постоянного тока применяется аккумуляторная батарея, емкость которой должна быть достаточной для стабильного поддержания напряжения и тока в процессе измерений.
Какое сопротивление должно быть на первичной обмотке трансформатора?
24 Ома активного сопротивления первичной обмотки вполне достаточно. У более мощных трансформаторов активное сопротивление обмотки доходит до единиц Ом. Вторая обмотка 3-4 (83 Ома), возможно повышающая.
Как проверить омы на тестере?
Как проверить мультиметром сопротивление провода Как узнать целостность проводов: Выбираем режим прозвонки. Вставляем щупы в соответствующие гнезда. Проверяем щупы на повреждение (соединить наконечники друг с другом: при наличии сигнала всё в порядке).
Как определить мощность двигателя по сопротивлению обмоток?
Как рассчитать мощность трехфазного двигателя по сопротивлению обмоток — Соединение звездой. Измеряем сопротивление между выводами (1-2, 2-3, 3-1). Делим на 2 – получаем сопротивление одной обмотки. Мощность одной обмотки рассчитывается так: P=(220V*220V)/R.
Как проводится измерение сопротивления обмоток трансформатора?
Страница 86 из 92 Измерение сопротивления обмоток трансформатора постоянному току входит в обязательный объем контрольных испытаний каждого выпускаемого с завода трансформатора. По результатам измерения сопротивления обмоток можно оценить качество соединений и паек в обмотках, качество контактов переключателей, установить отсутствие обрывов в обмотках или в отдельных параллельных ветвях.
- Сопротивление измеряют у всех обмоток (ВН, НН, СН) на всех доступных ответвлениях.
- В трехфазных трансформаторах измеряют сопротивление каждой обмотки для всех трех фаз, для чего определяют сопротивление между началом и концом каждой фазы.
- Если нет вывода нейтральной точки, сопротивление измеряют между линейными зажимами.
Сопротивление фазы составляет rф=rИЗM/2 при соединении обмотки В звезду и rф = 3 rизм/2 при соединении В треугольник, где rизм — измеренное сопротивление обмотки. Рис.22-10. Схема измерения сопротивления обмоток. а— при малом сопротивлении; б —при большом сопротивлении. Сопротивления обмоток различных фаз отличаются более чем на 2%. Если они отличаются больше, значит, имеется какой-то дефект в токоведущей цепи: плохое качество соединения, пайки обмотки или контакта переключателя, обрыв параллельной ветви. где Т — температура обмотки при измерениях, принимаемая равной температуре верхних слоев масла или температуре окружающего воздуха. Сопротивление обмоток трансформатора определяют по падению напряжения (показаниями амперметра и милливольтметра) и с помощью мостовой схемы.
Метод падения напряжения проще измерения по мостовой схеме, но дает менее точные результаты. При измерении сопротивления по падению напряжения обмотку трансформатора включают в сеть источника постоянного тока. Во избежание нагрева обмоток, вносящего ошибки в результаты измерений, ток при измерении сопротивления не должен превышать 20% номинального тока обмотки.
Схема включения измерительных приборов зависит от величины измеряемого сопротивления. При малом сопротивлении обмотки трансформатора вольтметр (милливольтметр) включают непосредственно на зажимы обмотки (рис.22-10,а). В этом случае сопротивление вольтметра очень велико по сравнению с сопротивлением обмотки трансформатора, так что током, протекающим через вольтметр, можно пренебречь.
Как проверить обмотку генератора тестером?
Автомобильный генератор является главным источником энергии в бортовой сети и при неполадках или выходе из строя на одном аккумуляторе долго не проедешь, именно поэтому так важно контролировать работоспособность генератора. В большинстве случаев проверить генератор автомобиля своими руками не составит труда, поскольку на каком бы авто вы не проверяли, принцип один и тот же.
- Но все же, многие автовладельцы, часто задаются вопросом: как проверить генератор автомобиля при помощи мультиметра и подручных средств.
- Что нужно проверять? Первым делом стоит убедиться, что ремень генератора хорошо натянут, а подшипники не разбиты.
- Посторонние шумы и сильно горячий генератор говорят об износе подшипников.
Затем проверить напряжение аккумулятора (в состоянии покоя и на работающем двигателе), — напряжение должно быть в пределах 12.5-12.8 В в состоянии покоя и 13.5-14.5 В на 2 тыс. оборотах двигателя. Исправный генератор должен соответствовать таким измерениям.
- Категорически запрещено допускать работу генератора при отключенных потребителях.
- Когда же эти данные отличаются нужно демонтировать генератор с авто и начинать проверять работу все его элементов по отдельности.
- В полный комплекс проверок генератора входит: ▪Проверка щеток и колец; ▪Проверка диодного моста; ▪Проверка регулятора напряжения; ▪Проверка статора; ▪Проверка ротора.
Далее разберем по подробнее как проверить генератор автомобиля в гаражных условиях без специальных стендов, которые используются на сто. Будем проверять исправность отдельных узлов генератора при помощи мультиметра и лампочки. ▶Процесс проверки щеток и контактных колец Для начала кольца и щётки визуально осматриваются и оценивается их состояние.
- К примеру измеряется минимальный остаток (мин.
- Высота токосъемных щеток не мене 4,5 мм, а мин диаметр колец 12,8 мм).
- Кроме этого смотрят на наличие выработок и борозд.
- Проверка моста диодов генератора Проверка диодов производится методом замера сопротивления и выявления проводимости.
- Поскольку диодный мост состоит из двух пластин, то проверяем сразу одну, а затем другую.
Тестер должен показывать проводимость диодов лишь в одном направлении. Теперь немного подробнее: Одним щупом тестера держим на клемме «+», а другим поочередно проверяем выводы диодов, а потом меняем местами щупы (в одном случае должно быть большое сопротивление, а другом нет).
Затем точно таким же образом поступаем и с другой частью моста. Следует заметить, что сопротивление не должно быть нулевым, так как это говорит что диод пробитый. Пробитый диод моста и тогда, когда нет сопротивления в обеих сторонах. Хотя бы один негодный диод приводит к выходу из строя всего диодного моста и дает недозаряд АКБ.
▶Как проверять регулятор напряжения Регулятор проверяется в случае недозаряда или перезарядки аккумулятора. Замер напряжения производится на оборотах оно должно находится в пределах 14,4 – 15В. Кроме этого можно проверить сопротивление конденсатора регулятора (в момент подсоединения щупов тестера оно должно уменьшаться до стремления к бесконечности).
Каким образом соединены обмотки статора генератора?
Устройство генератора автомобиля Основными узлами генератора являются ротор, статор, выпрямительное устройство и щеточный узел. Ротор генератора содержит обмотку возбуждения. Она выполнена в виде круглой катушки, намотанной на стальную втулку. Катушка установлена на валу ротора и зажата между двумя клювообразными половинами сердечника ротора.
Половины напрессованы на вал ротора. Такой сердечник называют сердечником с явно выраженными полюсами. Клювы одной половины образуют северный полюс магнита, а клювы другой половины — южный. Концы обмотки возбуждения выведены на контактные кольца, по которым при вращении ротора скользят щетки щеткодержателя.
Обычно одна из щеток соединяется с выводом, через который подается питание обмотки возбуждения, а другая щетка соединена с корпусом генератора. Есть генераторы, у которых обе щетки соединены с изолированными выводами. Рис.1. Основные узлы генератора Статор генератора состоит из сердечника, набираемого из изолированных листов магнитомягкой электротехнической стали, и обмотки. Внутренняя поверхность сердечника статора имеет равномерно расположенные по окружности зубцы.
Количество пазов кратно трем. В пазах между зубцами укладываются витки катушек обмотки статора. Изоляция катушек от сердечника осуществляется электротехническим картоном и пропиткой статора в сборе изоляционным лаком. Каждая из трех фаз обмотки статора содержит одинаковое число последовательно соединенных катушек.
Этим объясняется кратность числа пазов и катушек трем. Три вывода обмотки статора присоединяются к выпрямительному устройству. Магнитная цепь генератора образуется стальной втулкой, на которой расположена обмотка возбуждения, двумя половинами сердечника ротора, клювы которых образуют полюсные наконечники, и зубцами сердечника статора.
- Обмотка возбуждения генератора получает питание от генератора или аккумуляторной батареи.
- Небольшой постоянный ток, поступающий в обмотку возбуждения через щетки и контактные кольца, вызывает появление магнитного потока (линии 18).
- Магнитный поток в осевом направлении проходит через втулку, затем в радиальном направлении по левой половине сердечника ротора и его полюсному наконечнику (клюву) и через воздушный зазор в сердечник статора.
Выйдя из сердечника статора, магнитный поток через воздушный зазор и полюсный наконечник правой половины сердечника ротора замыкается через втулку. Так как полюсные наконечники левой и правой половин сердечника ротора смещены в пространстве, происходит соответствующее смещение магнитного потока.
- Поэтому, входя в статор через один зубец, из статора магнитный поток выходит через другой зубец.
- При этом он пересекает катушки статора.
- При вращении ротора под каждым зубцом происходит постоянное чередование северного и южного полюсов ротора, приводящее к изменению пересекающего катушки статора магнитного потока по величине и направлению.
В результате в фазных обмотках наводится переменная э.
Что представляет собой статор?
Ста́тор (англ. stator, от лат. sto — стою) — неподвижная часть электрической, лопаточной и другой машины, взаимодействующая с подвижной частью — ротором.